Курская битва.
1. Только цифры
5 августа Красная Армия освободила Орёл и Белгород. Это было наглядным свидетельством того, что вся германская группировка под Курском потерпела полный крах. Тем же вечером в Москве был дан первый артиллерийский салют — 12 залпов из 124 орудий — в честь доблестных войск, одержавших славные победы. 
2. Подвиг разведчика
За несколько дней до начала операции швейцарец Рудольф Рёсслер, самый ценный и высокооплачиваемый агент советской разведки, передал в Москву данные о «Цитадели». Его источник информации фигурировал под псевдонимом «Вертер» и до сих пор остается неизвестным. Сам Рёсслер утверждал, что данные были получены от высокопоставленных чинов, которых он знал ещё до войны. Существует гипотеза, что «Вертером» был личный фотограф Гитлера. 
3. Летчик-герой
Книга писателя Бориса Полевого «Повесть о настоящем человеке», в основу которой была положена жизнь реального военного лётчика Алексея Маресьева, в Советском Союзе была известна практически всем.
Но не все знают, что слава Маресьева, вернувшегося в боевую авиацию после ампутации обеих ног, зарождалась именно во время битвы на Курской дуге.
Прибывший накануне Курской битвы в 63-й Гвардейский истребительный авиационный полк старший лейтенант Маресьев столкнулся с недоверием. Летать с ним в паре лётчики не хотели, опасаясь, что пилот с протезами не справится в трудную минуту. Не пускал его в бой и командир полка.
К себе в пару его взял командир эскадрильи Александр Числов. Маресьев справился с заданием, и в разгар боёв на Курской дуге совершал боевые вылеты наравне со всеми.
20 июля 1943 года во время боя с превосходящими силами противника Алексей Маресьев спас жизни двух своих товарищей и лично уничтожил два вражеских истребителя «Фокке-Вульф 190».
Эта история тут же стала известна по всему фронту, после чего в полку и появился писатель Борис Полевой, обессмертивший имя героя в своей книге. 24 августа 1943 года Маресьеву было присвоено звание Героя Советского Союза.
4. Чудеса храбрости
Чудеса храбрости и самопожертвования проявляли на Курской дуге наши танкисты, пехотинцы, артиллеристы, лётчики. Боевой счёт своих побед в воздухе открыл 6 июля 1943 года лучший советский ас (и лучший ас всей антигитлеровской коалиции за годы войны) Иван Кожедуб. Десятки германских опытнейших пилотов нашли себе могилу на курской земле.
Артиллеристы разили вражеские танки и пехоту в упор. Комсорг артдивизиона М. Борисов в районе Прохоровки участвовал в бою в составе одной из наших батарей. Когда на батарею двинулись 19 танков противника, артиллеристы подпустили их на близкое расстояние и подбили несколько машин. Но вскоре все артиллеристы или погибли, или были ранены. М. Борисов в одиночку заряжал и стрелял из пушки прямой наводкой, подбив ещё семь танков. Он был тяжело ранен, но чудом остался жив. В январе 1944 года ему было присвоено звание Героя Советского Союза.
5. Первые салюты

В ходе Курской битвы были освобождены два ключевых города страны — Орел и Белгород. Иосиф Сталин распорядился устроить по этому поводу в Москве артиллерийский салют — первый за всю войну. Было подсчитано, что для того чтобы салют был слышен во всем городе, необходимо задействовать около 100 зенитных орудий. Такие огневые средства были, однако в распоряжении организаторов торжественного действа оказалось всего 1 200 холостых снарядов (во время войны их в Московском гарнизоне ПВО в запасе не держали). Поэтому из 100 орудий можно было дать всего по 12 залпов. Правда, в салюте был также задействован кремлевский дивизион горных пушек (24 орудия), холостые снаряды к которым имелись в наличии. Тем не менее эффект от акции мог получиться не таким, как ожидалось. Решением стало увеличение интервала между залпами: в полночь 5 августа стрельба из всех 124 орудий велась через каждые 30 секунд. А чтобы салют был слышен в Москве повсеместно, группы орудий были расставлены на стадионах и пустырях в разных районах столицы.
Рубрики: Новости